+7 (910) 553-24-22
Главная > Новости > Новости > Спасти подземелье

Спасти подземелье

ТРОО "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА" БУДЕТ СПАСАТЬ АРАПОВСКИЕ ПЕЩЕРЫ ОТ РАЗРУШЕНИЯ

Спасти подземелье - Тульские Известия

На границе Тульской и Рязанской областей, в 6 километрах от села Гремячее, на склоне реки находится уникальный пещерный монастырь – Араповский. Оползни разрушают памятник старины, и если ничего не предпринять, то толща земли плотно запечатает вход в него. 

 Юлия ГРЕЧЕНКОВА

Раньше динозавров
Речка Тетяковка – бывшая Араповка – в этих местах мелкая, узкая и извилистая. Переправой через нее могут служить поваленные бобрами деревья, они встречаются здесь чуть ли не через каждый десяток шагов. Вход в пещеру находится прямо в крутом речном берегу, образованном рыхлым желтым песчаником. Мягкость породы позволила  многочисленным посетителям необычного места оставить память о себе. Так что теперь все в курсе, что некая Марина была здесь в 2001 году, а тремя годами позже тут отметился какой-то Ваня. Наскальная живопись перемежается глубокими выверенно-круглыми, будто насверленными, дырками – норами диких одиночных пчел.
– Если пещеры Бяки в Веневском районе прорублены в толще известняка, то есть в дне древнего моря, образовавшегося в меловой период, – рассказывает краевед Сергей Андреев, – то порода, которую пронизывают ходы Араповских катакомб, относится к куда более раннему периоду, когда не было еще на земле никаких морей, только вулканы. Слой ракушечника  начинается выше, над ними. Был в Гремячем один мужичок, который любил поковыряться в пластах породы, отломить окаменелость, а потом хвастаться: дескать, яйцо динозавра нашел. На самом деле все это не более чем фантазия, потому что, когда эти слои формировались, не было и в помине никаких ящеров…

Молитвы в катакомбах
История пещер туманна, и есть версия, что они не что иное, как остатки оборонительного сооружения для защиты  древнего города, в XIII–XIV веках находившегося на месте села Гремячее. Впрочем, чаще о них говорят как о подземном монастыре. Согласно этой версии, тоннели начали копать в 1849 году крестьяне Староказачьей слободы Гремячего, стремившиеся создать на родине нечто подобное Киево-Печерской лавре. В итоге на «неформальные» бого­служения народу стекалось чуть ли не больше, чем во все церкви местного прихода, вместе взятые. Уже в середине XIX века пещеры было приказано уничтожить, чтобы вернуть людей в традиционную веру.
– Ход в подземелье нашли в 1885 году, но тогда интереса к ним не последовало. В дореволюционное время никому это не нужно было, в советское – и вовсе дела духовные находились под жестким запретом, – пояснил краевед. – Сейчас пещеры – место паломничества многочисленных спелеологов. Вход туда лежит через узкую расщелину. Через пару метров вглубь нависающий потолок сменяется довольно высоким. В общей сложности длина ходов составляет около 300 метров, все они геометрически выверенные, прямые, в стенах, кроме того, выдолблены ниши и лавки. Представить, как подземный монастырь выглядел изначально, сейчас довольно сложно: некоторые лазы основательно размыты, «залы» разрушены. Есть большая вероятность, что и ход будет в итоге завален оползнем с верха берега.

Держать, 
чтобы не ухнулось
Краевед Сергей Андреев решается лезть на макушку обрыва, чтобы посмотреть, насколько плохи дела и сильно ли размыло землю. Оказывается, что поверху текут родники, там совсем топко и даже растительность какая-то болотная – сплошь набухшие, как губка, мхи. Слой почвы тут держится на одном честном слове и того и гляди ухнет вниз, запечатав «двери» в уникальный подземный монастырь.
Некоторое время назад Андреев обратился за помощью в общественную организацию «Экологическая защита». Ее председатель Вадим Баранов приехал вместе с краеведом на место предполага­емого бедствия. Еще не видя всей картины, активисты прикидывали, как можно закрепить грунт, и решили, что лучший вариант – посадить березы. Выбрали  вид с самой мощной корневой системой, которая, как суровыми нитками, прошила бы почву и «попила» к тому же излишек влаги. Экозащитники уже закупили саженцы, но, посмотрев, как все обстоит на самом деле, тут же поняли, что этих мер будет мало.
– Придется прокопать для ручья альтернативное русло, – заявил Сергей. – Уведем воду оврагом в речку другим путем. Березы заготовленные тоже высадим, а кроме того, наломаем веток ивы – она быстро укоренится, и угроза оползня сведется на нет.
Все эти спасательные работы проведут  в течение недели, если позволит погода. К пещерам ведет проселочная дорога, которая, случись дождик, превратится в настоящее бучило, где и внедорожник увязнет. А к берегу Тетяковки предстоит проехать автобусу с волонтерами, инвентарем и саженцами.
– Надо бы еще пилу захватить, – заметил Баранов. – По нападавшим в речку стволам отряд добровольцев не пройдет, придется навести свои мосты.